Гранит науки

Глобальная биофармацевтическая компания AstraZeneca запускает проект по секвенированию двух миллионов геномов для выявления редких генетических последовательностей, связанных с заболеваниями. Источник: Эхо Москвы.

Здравствуйте, у микрофона Марина Аствацатурян! Выполнение плана по сопоставлению геномных последовательностей с медицинскими картами двух миллионов людей рассчитана на десять лет. Как сообщает Nature News, AstraZeneca вместе с другими участниками проекта надеются выявить не только ассоциированные с болезнями генетические факторы, но также их связь с эффективностью лечения. Для достижения этой цели фармацевтическая компания объединилась с крупнейшим геномным исследовательским центром Wellcome Trust Sanger Institute в Великобритании, калифорнийской биотехнологической компанией Human Longevity («Продолжительность жизни человека»), которую основал пионер геномики и известный предприниматель Крейг Вентер (Craig Venter), и Институтом молекулярной медицины Финляндии (Institute for Molecular Medicine Finland). При этом AstraZeneca намерена использовать данные 500 тысяч участников своих клинических испытаний и образцы, накопленные за последние 15 лет, чтобы анализировать их, следуя новой тенденции генетических исследований. До недавнего времени генетики стремились обнаружить распространенные варианты последовательностей ДНК человека, связанные с такими сложными заболеваниями как диабет или сердечно-сосудистые патологии. Этот подход принес свои плоды, но распространенные варианты зачастую обусловливают лишь небольшую долю генетического вклада в индивидуальное заболевание. В настоящее время ученые сосредоточены на роли необычных генетических вариантов в развитии болезней. По мнению Вентера, именно комбинация таких вариантов несет ключ в разгадке индивидуальных особенностей.

Точный размер своих инвестиций в проект AstraZeneca не раскрывает, но по словам одного из вице-президентов компании Менеласа Пангалоса (Menelas Pangalos) – «это сотни миллионов долларов». Специалист по генетике человека и советник фармгиганта Дэвид Голдстейн (David Goldstein) из Колумбийского университета в Нью-Йорке (Columbia University in New York City) отмечает, что прошлые вложения крупных компаний в геномику в надежде подстегнуть открытие новых лекарств в целом принесли разочарование, «но сейчас, похоже, критическая точка пройдена». Чтение последовательности ДНК ускорилось и стало дешевле, чем когда-либо, кроме того для интерпретации данных у исследователей появились более совершенные инструменты биоинформатики, а достижения клеточной биологии и новые методы редактирования генома позволяют довольно просто определить последствия изменений в ДНК для живой клетки. Новости мировой науки вы найдете также на странице нашей программы в газете научного сообщества «Поиск».

Источник: http://echo.msk.ru/programs/granit/1758146-echo/