Работа после работы

О проекте корпоративной социальной ответственности компании «АстраЗенека Россия» - программе «Здоровье молодого поколения». Источник: Фармацевтический вестник.

Корпоративное волонтерство как инструмент вовлеченности

Жизнь сотрудника в компании сегодня не ограничивается одними только должностными обязанностями. Современные подходы к мотивации предполагают использование широкого спектра возможностей, дающих человеку вдохновляющий импульс к жизни и работе, например корпоративное волонтерство. Социальная активность персонала становится элементом культуры многих успешных компаний.

Волонтерство в той или иной форме характерно сегодня для корпоративной жизни большинства фармкомпаний. Нередко именно активность на поле деятельности компании становится местом приложения социальной инициативы.

Например, проведение праздника для детей с заболеванием, которое помогают лечить препараты компании. Сотрудники не просто организуют, но и сами выступают на таком празднике. Или участие в акции по профилактике заболеваний. Менеджер одной из компаний рассказывает: "Приходилось в выходной в распутье по бездорожью везти в глубинку необходимую диагностическую аппаратуру..." Но часто сотрудники бывают вовлечены в программы, не связанные с профилем бизнеса: помогают привести в порядок территорию детского дома, едут на строительство храма или ухаживают за больными в хосписах.

"Оказывая помощь другим, мы повышаем уровень собственного счастья, - комментирует директор по развитию "Апостроф-медиа" Татьяна Ананьева. - Компании, предлагающие серьезные волонтерские программы и вовлекающие в них своих сотрудников, делают не только полезные для общества вещи, но и создают отличную внутреннюю среду. Волонтерство позволяет компании делать сотрудников добрее, дает им новые возможности для развития, раскрытия своего потенциала и повышает уровень их счастья. Наличие таких программ позитивно влияет и на бренд работодателя".

Всем миром В 2012 г., когда в Крымске случилось наводнение, на территории завода "ГЕДЕОН РИХТЕР-РУС" был организован пункт сбора продуктов питания, одежды, бытовой химии. "Общими силами мы упаковывали все собранные вещи в коробки и оправляли машину в главный пункт сбора гуманитарной помощи Егорьевска", - рассказывает специалист по внутренним коммуникациям и PR АО "ГЕДЕОН РИХТЕР-РУС" Юлия Горкунова.

По ее словам, человеку свойственно получать удовольствие от того, что он оказался кому-то полезным или сделал доброе дело. "Подобные дела, как правило, хорошо запоминаются, поэтому в случае корпоративного волонтерства сотрудник связывает свои положительные эмоции от участия в благом деле с кругом своих коллег, а также работодателем. В некоторых проектах сотрудники принимают участие вместе с семьями - и тогда совместное общение становится более открытым и доверительным, что, несомненно, помогает затем в рабочих моментах".

Второй год гедеоновцы принимают участие во всероссийской акции "Лес Победы" - высаживают деревья. Каждой весной выходят на улицы Егорьевска на традиционный субботник. В мае при поддержке администрации Егорьевского муниципального района провели акцию "Дети - детям" по сбору средств на жизненно важные медикаменты, медицинское оборудование и реабилитацию шести детишкам Егорьевска. Собранную общими усилиями сумму в 138 тыс. руб. руководство компании утроило. 4 июня в местном Дворце культуры состоялась благотворительная ярмарка и концерт, куда были приглашены сотрудники, жители Егорьевска и дети, которым всем миром собирали денежные средства. В результате акции было собрано около полумиллиона рублей.

Чтобы корпоративное волонтерство действовало эффективно, важно предоставлять сотрудникам полную информацию по конкретной программе, считает Юлия Горкунова. "Если это помощь нуждающимся, нужно разъяснить, кто эти люди, какая конкретная помощь необходима. И потом обязательно информировать сотрудников о результатах проделанной работы".

Стимулы

В компании "АстраЗенека Россия" проект корпоративной социальной ответственности развивается в рамках глобальной благотворительной программы "Здоровье молодого поколения". В каждой стране программа имеет свой фокус, который соответствует локальным потребностям. В России усилия компании сфокусированы на помощи подросткам из детских домов в поддержании здорового образа жизни.

"Мы осуществляем этот проект совместно с благотворительным детским фондом "Виктория", - рассказывает вице-президент "АстраЗенека" по региону "Россия и Евразия", генеральный директор "АстраЗенека Россия" Искра Рейч. - Работаем с тремя детскими домами в Новосибирской области. Это была наша принципиальная позиция - сфокусировать свою активность на регионах".

На средства, выделенные компанией, построены спортивные площадки в детских домах, организованы встречи со спортсменами. Но подготовка спортивных мероприятий, проведение уроков здоровья и творческих конкурсов - все это результат вовлеченности в проект самих сотрудников. По словам Искры Рейч, проблемы найти волонтеров у компании никогда не было. Интересные форматы участия и понимание социальной пользы создает хороший стимул для сотрудников присоединиться к благотворительной программе. "Сотрудники сами интересуются возможностями участия в мероприятиях программы, - отмечает Искра Рейч. - Конечно, сейчас больше других вовлечены сотрудники в Новосибирской области. Но мы стараемся создать возможности участия в программе для сотрудников по всей стране".

Ключевые принципы Татьяна Ананьева советует учитывать ряд важных принципов для максимально эффективной организации волонтерства, а именно:

1. Вовлекайте в дела, а не просто в финансовые дотации. Если раньше компании ограничивались сбором денег и игрушек (только по праздникам), то сегодня на смену этому приходит участие "руками" - донорство, благоустройство, обучение, социальное общение и пр. То есть формы, в которых человек задействован активно, а не пассивно.

2. Учите и развивайте волонтеров. Быть волонтером не так просто, ведь зачастую они имеют дело со сложными аудиториями - пенсионерами, детьми-сиротами, инвалидами и т.п. Специальная подготовка позволяет развить новые навыки у сотрудников, учит их видеть мир по-другому (что в конечном итоге вернется в способности создавать новые, интересные решения в работе).

3. Используйте и развивайте навыки сотрудников. Волонтерство требует навыков коммуникаций, умения передавать знания, творческих способностей. Когда сотрудники участвуют в таких программах, это еще и отличный способ раскрыть их потенциал.

4. Расширяйте возможности. Сегодня компании дают возможность сотруднику внести вклад любым посильным образом. Кто-то может участвовать в программах профориентации, кто-то делает постановки спектаклей, кто-то учит воспитанников детских домов играть в футбол, готовить. Чем шире диапазон возможностей, тем больше вовлеченность и возможность человеку найти дело по душе.

5. От разовых акций к системным программам. Сегодня главный тренд - переход от разовых добрых дел к системе, которая работает и помогает постоянно.

6. Приобщайте семьи сотрудников. Это один из лучших способов воспитания, вовлечения в жизнь компании и создания у сотрудника чувства гордости за своего работодателя.

7. Поддерживайте программы волонтерства и создавайте культуру. Если компания хочет построить сильную внутреннюю культуру, то развитие волонтерства должно стать не только внешней стратегией по выполнению социальных обязательств, а частью корпоративной жизни, поддерживать ценности компании. Тогда программа станет работать на вас, привлекая и удерживая лучшие кадры, поддерживая мотивацию и вовлеченность сотрудников.

Источник: Фармацевтический вестник