Мединфо. Лекарство для омоложения

В авторской передаче на радио «Эхо Москвы» рассказ о стартовавшей в России социальной кампании #ЗАЖГИЛУЧСВЕТА, которая призвана привлечь внимание к такому серьезному заболеванию, как рак яичников у женщин. Источник: Эхо Москвы.

Ученые из Нидерландов впервые показали, что продлевать жизнь можно не только отодвигая старость и связанные с ней болезни, но и поворачивать время вспять, делая престарелых более молодыми. Исследование об этом опубликовано во влиятельном научном журнале Cell («Клетка»).

Как пишет АИФ-ру, созданный препарат помогал организму подопытных животных становиться реально моложе. В эксперименте участвовали мыши, возраст которых аналогичен примерно 90 человеческим годам. «Престарелые» грызуны стали моложе и внешне, и внутренне. У них улучшалась жизнестойкость — они вели себя так, будто скинули несколько лет. Это же подтверждали изменения внешности — стала гуще и темнее шерсть. Плюс ко всему, у животных стали лучше работать почки. Теперь исследователи из Роттердама планируют испытания лекарства на человеке. Они надеются не только на его омолаживающий эффект, но и на восстанавливающее действие после тяжелого лечения злокачественных опухолей некоторыми цитостатиками. Такое действие тоже было продемонстрировано в эксперименте.

Кроме двух групп мышей — контрольной и условно 90-летних мышей, там была ещё третья — животные после лечения онкологическими препаратами. Они с одной стороны, помогают организму. Но с другой стороны, увеличивают количество так называемых сенесцентных клеток, которые в обычных ситуациях накапливаются с возрастом и свидетельствуют о старении. Иногда их даже так и называют — «стареющими клетками». Новое лекарственное средство помогало таким животным после химиотерапии. Так что специалисты полагают, что препарат открывает новый класс лекарств с абсолютно другим механизмом действия.

В чем же суть нового подхода? В сенесцентных клетках. Повреждение ДНК, в которой зашифрован наш генетический код, приводит к образованию так называемых ДНК-шрамов. На них фиксируются два специфических белка, которые запрещают клетке как делиться, так и умирать. Именно такие клетки и называют сенесцентными. Они не могут выполнять свою функцию, но при этом активно вредят окружающим клеткам, стимулируя развитие старческих изменений и опухолей. Если число этих клеток уменьшить или заставить их погибать, организм станет моложе. Последнее и удалось голландским ученым. Они искусственно создали пептид, который разрушал ДНК-шрамы. И в результате запускался процесс апоптоза — запрограммированного самоубийства сенесцентных клеток. Их количество уменьшалось, и процесс старения подавлялся, а ряд типичных для него признаков, проходил. Например, шерсть у мышей становилась более густой и менее седой, а так же ещё улучшались функции почек, они начинали работать лучше, чем до эксперимента. Так что то, что раньше было теоретической гипотезой по омоложению людей, впервые успешно опробовано.

А в России стартовала социальная кампания #ЗАЖГИЛУЧСВЕТА, которая призвана привлечь внимание к такому серьезному заболеванию, как рак яичников у женщин. В России эта проблема занимает 3-е место по заболеваемости и 1-е место по уровню смертности среди всех злокачественных новообразований женской репродуктивной системы. При этом у большинства женщин диагноз ставится на поздних стадиях. Одной из возможностей выявления заболевания на ранней стадии, когда лечение наиболее эффективно, является медицинское наблюдение женщин с генетической предрасположенностью. Она обусловлена мутацией генов, которые можно обнаружить с помощью молекулярно-генетического тестирования. В рамках проекта запущен информационный сайт, на котором можно подробно узнать о проблеме, пройти тест на определение наследственного риска развития рака яичников и, если он повышен, получить возможность бесплатного молекулярно-генетического тестирования. Инициатором проекта выступила международная биофармацевтическая компания «АстраЗенека». #ЗАЖГИЛУЧСВЕТА – первый масштабный проект в России, целью которого является повышение уровня знаний о раке яичников у здоровых женщин. БЗ!

Источник: Эхо Москвы