На странных берегах

Нестабильность и непредсказуемость действий государства заставляют штаб-квартиры фармацевтических компаний занимать выжидательную позицию в плане массового вывода на рынок инновационных продуктов. Одним из самых критичных вопросов Генеральный директор «АстраЗенека», Россия и Евразия, Ирина Панарина считает отсутствие ясности глубины локализации. Источник: Фармацевтический вестник.

Отечественная фарма советует не строить "кладбища блокбастеров".

Сдержанно и осторожно-оптимистично - с таким настроением иностранные компании воспринимают изменения подходов к регулированию фармацевтического рынка. Нестабильность и непредсказуемость действий государства заставляют штаб-квартиры занимать выжидательную позицию в плане массового вывода на рынок инновационных продуктов. Иностранцы не скрывают: российский фармрынок весьма привлекателен, но локализовать все свои новые препараты не собираются, так как не видят в этом экономической целесообразности. Категорически не нравится им и тема, связанная с глубиной локализации. Отечественная фарма чувствует себя более уверенно, но и ей уже не хватает лишь декларации целей, она ждет от регуляторов конкретных действий. При этом отдельные игроки рынка предупреждают, что массовое строительство заводов по производству дженериковых препаратов - тупиковый путь развития отрасли.

Дно глубины

Иностранная фарма заявляет: она хочет и может лечить россиян инновационными препаратами. По оценке генерального директора Roche Ненада Павлетича, в настоящий момент более 1,5 тыс. онкопрепаратов находятся на второй и третьей стадии клинических исследований. Это означает, что в ближайшие два-три года на рынке появятся около 200 ЛП. Но главный вопрос, который генеральный директор адресует сообществу: как их можно сделать доступными для пациентов? По его мнению, российские регуляторы должны решить, как совмещать понятие "целесообразное использование бюджета" с целями по развитию научного потенциала фармотрасли.

Эту тему в рамках Российского фармацевтического форума Адама Смита генеральные директора ведущих зарубежных фармкомпаний обсуждали долго и щепетильно. Сомнений в последовательности действий профильных министерств у иностранной фармы много. Одним из самых критичных вопросов Генеральный директор «АстраЗенека», Россия и Евразия, Ирина Панарина считает отсутствие ясности глубины локализации. Сомнения в необходимости внедрения системы преференций в зависимости от этого критерия гложут и остальных участников рынка.

"Сложно убеждать головные компании локализовывать инновационные препараты в России", - признается исполнительный директор Janssen Екатерина Погодина. Мотивировать руководство на локализацию - это спорт, добавляют другие. И выход из сложившейся ситуации они видят в следую-щем: создание работоспособной системы возмещения, внедрение СПИК и выделение дифференцированного списка продуктов, к которым можно применять систему преференций, зависящую от глубины локализации.

Локализовать все невозможно, предупреждают регуляторов представители иностранных компаний. И если Россия хочет инновационных препаратов, то стоит вывести их из аукционов, с таким предложением выступает бизнес. Еще один путь - это внедрение систем риск-шеринга, при реализации которых зарубежная фарма рассчитывает на честность всех участников проектов.

"Регуляторы в России неглупые, они нам слабину не дадут", - подытожил разговор Ненад Павлетич.

Невесты Джека Воробья

Настроение отечественных компаний более воинственное. Бизнес рвется в бой, активно используя в качестве оружия механизмы господдержки. И не стесняется громко говорить о том, что беспардонное поведение Большой фармы надоело всем. Но есть и еще одна проблема, которую озвучил генеральный директор "Биокада" Дмитрий Морозов в ходе непростого и несколько двусмысленного диалога с управляющим директором "НоваМедики" Александром Кузиным.

Вкладывать деньги в локализацию зарубежных дженериков - это плодить "кладбища блокбастеров", таково мнение Дмитрия Морозова. Он уверен, радоваться "отрыву" отечественной фармы можно и даже нужно. Но время эмоционального подъема пройдет через два три года, и тогда компаниям придется внимательно посмотреть на свои портфели.

Глава "Биокада" в этой ситуации чувствует себя весьма неплохо, и, конечно, для этого есть основания. Его уверенность в завтрашнем дне и откровенность при обсуждении глобальных проблем отечественного фармацевтического рынка воспринимается в сообществе по-разному.

 - Вы производите впечатление Джека Воробья, - дружески пошутил Александр Кузин.

 - Ну, если вам так нравится... Вы же тоже производите впечатление... невесты, - эмоционально парировал Дмитрий Морозов.

Очевидно, что в целом на рынке взаимоотношения компаний, имеющих различную стратегию развития бизнеса, остаются напряженными.

Российская фарма без инноваций - это тупиковый путь, считает Дмитрий Морозов, и время, когда у Большой фармы можно откусывать сочные куски, пройдет. Вопрос - что дальше?

Программа импортозамещения, о которой столько уже сказано, предусматривает переход на развитие экспорта. Дмитрий Морозов считает, что это единственно правильная стратегия, на которую должны опираться отечественные производители. Компании, чей портфель состоит из "кладбищенских продуктов", вряд ли будут конкурентоспособны, заключил глава "Биокада".

Источник: Фармацевтический вестник