Увеличить среднюю продолжительность жизни и обеспечить вхождение России в клуб стран «80+»: колонка Ирины Панариной, бизнес-посла «Деловой России» в Королевстве Швеция, генерального директора «АстраЗенека», Россия и Евразия

Перед индустрией здравоохранения поставлена цель - увеличить среднюю продолжительность жизни и обеспечить вхождение России в клуб стран «80+». Достижение целевых показателей невозможно без модернизации существующей системы. О повышении качества медицинской помощи при значительном сокращении расходов и движущей силе цифровых технологий, которые повысят конкурентоспособность российской экономики, а также способствуют реализации целей, поставленных в рамках национального проекта «Здравоохранение», рассказывает генеральный директор «АстраЗенека» в России и Евразии, бизнес-посол «Деловой России» в Королевстве Швеция Ирина Панарина.

Почему инновации растут, а спасать жизни становится труднее?

В настоящее время в нашей стране оценка качества медицинской помощи проводится путем анализа индикаторов, важных для администрации лечебно-профилактических учреждений (смертность, количество пролеченных больных, финансово-экономические показатели, отсутствие штрафов, административных взысканий и т.д.), а не для конкретного пациента и его лечащего врача. Доступ к рынку формируется организаторами здравоохранения в основном исходя из цены препарата, стоимости курса лечения, и предпочтение чаще всего отдается менее затратным методикам без учета таргетности, эффективности, безопасности терапии и ее долгосрочных результатов.                        

Таким образом, несмотря на появление инноваций и эффективных методов лечения в мире, пациенты не получают более качественную терапию. Для их внедрения традиционные методы оценки не подходят, так как инновации не имеют аналогов или сравнимых групп – именно на этом построена отечественная система.

Как повысить качество лечения, значительно сократив расходы?

Учитывая актуальность оптимизации затрат и повышения эффективности расходов на здравоохранение в зарубежных странах (Швеция, Великобритания, Голландия, Италия) формируется новый подход – Value Based Healthcare - ценностно-ориентированное здравоохранение (ЦОЗ). Этот подход направлен на оптимизацию соотношения между затратами и результатами лечения. Ценностно-ориентированное здравоохранение количественно оценивает клинические результаты (исходы) и соотносит их с другими параметрами, такими как экономическая и социальная выгода.

Внедрение ЦОЗ учитывает интересы всех участников сферы здравоохранения и является примером win-win – принципа, когда каждая из заинтересованных сторон получает выгоду. Для пациентов ЦОЗ означает улучшение здоровья с меньшими затратами. Организаторы здравоохранения и поставщики услуг достигают большей эффективности и большей удовлетворенности пациентов. Плательщики лучше контролируют расходы и в большей степени застрахованы от рисков, а поставщики, сопоставив цены с результатами лечения пациентов, могут предоставлять наиболее экономически эффективные решения. Главным же преимуществом ЦОЗ является общее повышение уровня здоровья в обществе при одновременном снижении расходов государства на здравоохранение.

Что необходимо предпринять, чтобы оптимизировать затраты и улучшить результаты лечения в России?

ЦОЗ подразумевает модель, в которой оплата медицинских услуг осуществляется в зависимости от результатов лечения пациентов, оценки исходов этого процесса.

Однако внедрение этой концепции в практику отрасли сталкивается с целым рядом сложностей. Как правило, самым большим препятствием является доступность персонализированных данных об эффективности терапии (исходах) и затратах на нее. Именно эти данные являются ключевыми для лиц, принимающих решения, но их получение в необходимом объеме и качестве является достаточно проблематичным, так как не всегда ведется их систематизированный учет. Наиболее эффективным инструментом сбора и хранения данных о перспективном наблюдении и отдаленных исходах на персонализированном уровне являются регистры пациентов – организованные системы сбора информации о пациентах, объединенных определенным заболеванием. Регистры позволяют проанализировать реальную практику лечения больных и провести объективную оценку вложений в лечение. Поэтому разработка и ведение регистров является одним из шагов к результат-ориентированному здравоохранению.

Переход всех процессов управления на цифровую основу также будет способствовать повышению эффективности здравоохранения. Цифровые разработки откроют возможность предоставлять более персонализированную помощь пациентам, приближать пациента к врачу, улучшать межврачебное взаимодействие благодаря телемедицине и доказательной медицине. Кроме того, вызывают очень большой интерес системы помощи принятия решений врачами, а также системы диагностики на основе искусственного интеллекта, например, в ходе эндоскопического исследования.

Иностранные фармацевтические компании обладают опытом по внедрению новых технологий и решений, а также практикой построения пациент-ориентированных экосистем в различных странах и намерены поддержать министерство здравоохранения при внедрении цифрового контура в России и интегрировании оптимальных решений в систему здравоохранения.

Один из примеров эффективного внедрения цифровых инструментов в здравоохранение - Центр инноваций в здравоохранении и Интернета вещей в г. Уси в Китае. Он представляет собой открытую для любых производителей платформу, позволяющую объединить разрозненные программные, технические и фармацевтические решения в сфере здравоохранения в единый комплекс и продемонстрировать его эффективность в симуляционном режиме на базе центра. Отбор и компоновка решений производится комиссией главных клинических специалистов, а их эффективность оценивается в реальных условиях в сотрудничающих больничных комплексах города.

Другой пример – приложение Babylon о здоровье и для здоровья - демонстрирует эффективность телемедицины для решения задач здравоохранения Англии. Приложение представляют собой, по сути, кабинет первичного приема, где пациент может получить ответы на простые вопросы, пройти онлайн-консультацию с врачом и записаться на очный прием. Выписка рецептов также осуществляется электронно, информация поступает в аптеку, где пациент может забрать назначенный лекарственный препарат. Все эти функции сокращают время ожидания и снижают нагрузку на систему здравоохранения, а дистанционный формат обеспечивает доступ к услугам здравоохранения в формате 24/7.

Также широко реализуемые сегодня в мире программы риск-шеринга (разделения рисков) являются важным шагом при переходе к этой модели, так как оплата за лекарственный препарат в данном случае зависит от результата лечения. Внедрение подобных схем позволяет не отказываться от покупки инновационных препаратов в рамках существующих ограниченных бюджетов, тем самым гарантируя пациентам доступ к наиболее эффективным технологиям лечения.

Инновации — это вопрос жизни и смерти, а сегодня их внедрение и оценка невозможны без цифровых технологий. Гармоничный союз инноваций и цифровых технологий позволит продлить здоровую жизнь людей. Государству – откроет возможности для более эффективного лечения граждан и достижения поставленных целей.

Источник:

Deloros.ru