Как помочь сотрудникам справиться со стрессом. Опыт «АстраЗенека»

Алина Манцева, директор по персоналу и внутренним коммуникациям «АстраЗенека», Россия и Евразия

Согласно докладу Global Human Capital Trends, подготовленному Deloitte, одним из главных трендов 2021 года среди работодателей стал фокус на благополучии сотрудников. Забота о физическом и психологическом состоянии коллег, защита их здоровья и раньше были в числе приоритетов, однако в связи с пандемией они стали критически важными для эффективной организации работы, удержания талантов и успеха компании в будущем.

Программа благополучия «Жизнь в стиле АстраЗенека» была запущена в нашей компании в 2018 году. Она включает в себя поддержку сотрудников в нескольких направлениях. Это здоровье, финансовая стабильность, развитие, социальная жизнь, а также безопасная и экологичная среда. В 2020 году мы серьезно трансформировали эту программу, выделив в ней три области: физическое здоровье, финансовое благополучие и психологическое здоровье. В дополнение к уже существующим мерам поддержки, таким как оплата медицинской страховки, дополнительные дни отпуска и больничного, система гибких льгот, мы ввели обязательное тестирование на COVID-19, обеспечение всех сотрудников средствами индивидуальной защиты, материальную помощь для тех, кто заболел или вынужден уйти на карантин.

Адаптация к новой реальности: онлайн-марафоны и виртуальный кофе

В свою очередь психологическое здоровье стало совершенно новым направлением программы, которое в кризисный период вышло на первый план. Резкие изменения привычного уклада жизни и работы, вызванные пандемией, стали серьезным стресс-фактором для людей. По данным исследования, ежегодно проводимого компанией Gallup, уровень стресса в 2020 году достиг максимума за 15 лет наблюдений: ежедневно стресс испытывает каждый четвертый работник. Это коснулось и наших сотрудников. После введения пандемийных ограничений многие из них работали намного больше привычного, поскольку массовый переход на удаленную работу привел к нарушению баланса между работой и личной жизнью. На первом этапе программы мы разработали памятки и инструкции о том, как эффективно планировать рабочий день при удалённом режиме, цифровом этикете и работе в виртуальной команде.

Другой проблемой стало отсутствие «живой» коммуникации, из-за чего сотрудники перестали чувствовать себя членами одной команды. При этом личное общение напрямую влияет на продуктивность, быстроту принятия решений и генерацию креативных идей.

Именно поэтому мы решили по-новому взглянуть на инструменты внутренних коммуникаций: нам необходимо было обеспечить для сотрудников возможность оперативно общаться с коллегами и делиться важной информацией в режиме онлайн. Мы стали использовать платформу Workplace в качестве корпоративной социальной сети. В ней сотрудники рассказывают о своих проектах, анонсируют предстоящие события, узнают о новых назначениях в компании, делятся публикациями и комментируют их. Благодаря этому ресурсу все члены команды остаются в курсе последних новостей и достижений своих коллег. Сейчас в группе, в которой публикуются новости региона «Россия и Евразия», состоит более 1400 человек - почти 85% сотрудников из России, Украины, Грузии и Казахстана.

Workplace используется не только для обсуждения рабочих вопросов: в корпоративной соцсети создаются клубы по интересам и проводятся онлайн-марафоны и флешмобы. Например, недавно был проведен флешмоб «Добрый трекер», в ходе которого сотрудники ежедневно вносили в специальную систему количество пройденных шагов. Каждый шаг конвертировался в рубли. Собранные таким образом средства были переданы в благотворительный фонд, который оказывает помощь детям, оставшимся без попечения родителей.

Очень успешным стал проект «Виртуальный кофе с HR», который мы запустили в пандемию для того, чтобы делиться инициативами команды HR, рассказывать о важных изменениях и отвечать на вопросы. Такой формат нашел отклик у многих коллег и уже стал привычным. Сейчас многие департаменты нашей компании проводят свои «виртуальные кофе» на разные темы и неизменно привлекают внимание сотрудников компании - такие онлайн-встречи собирают до 400 человек.

Первая психологическая помощь

На втором этапе мы существенно расширили программу психологической поддержки.

Во-первых, мы адаптировали существующие digital-инструменты для борьбы со стрессом. В «АстраЗенека» есть внутренний чат-бот SEVA (service virtual assistant), который представляет собой единое сервисное окно для оказания круглосуточной поддержки по различным вопросам. Среди возможностей чат-бота заказ справок в HR-отделе, ответы на типовые административные и юридические вопросы, а также помощь по работе с IT-системами и принятым в компании политикам и процедурам. Во время пандемии мы вместе с экспертом-психологом «научили» чат-бот проводить тест на уровень стресса и давать рекомендации по его снижению. В целом SEVA – довольно популярный инструмент. Только за 2020 год чат-бот обработал более 4000 обращений от 593 уникальных пользователей. Однако по вопросам психологической поддержки он оказался менее востребованным: экспресс-тест на определение уровня стресса прошли всего несколько десятков сотрудников. Это еще раз подчеркнуло потребность в «человеческой» коммуникации. 

Во-вторых, мы ввели практику онлайн-сессий с практикующим психологом на специальной внешней площадке. Всего состоялось четыре таких сессии, в каждой из которых приняли участие более 200 сотрудников. После каждой из сессии у участников была возможность сделать упражнения, а также получить обратную связь от специалиста. Помимо этого, в корпоративной социальной сети провели неделю ментального здоровья, где приглашенные эксперты рассказывали об управлении эмоциями и оказании первой психологической помощи себе и коллегам.

Наконец, мы запустили внутреннюю программу психологической поддержки Mental Health First Aiders. Сотрудники HR-отдела прошли обучение в Институте междисциплинарной медицины и получили сертификат по оказанию первой помощи в области психического здоровья. Они могут помочь сотрудникам увидеть у себя симптомы выгорания или состояния близкого к нему, а также дать совет, где можно получить профессиональную помощь.

Принятые меры позволили сотрудникам быстрее и эффективней адаптироваться к новой реальности. Это, в свою очередь, благотворно отразилось на атмосфере в коллективе. Каждое полугодие мы проводим опрос Pulse, который помогает оценить работу команды HR И определить фокусы для дальнейшего развития. В первом и втором полугодии 2021 года более 90% участников опроса положительно оценили принимаемые компанией меры поддержки сотрудников, отметив, что считают их достаточными.

Источник: VC